После вступления в силу закона о регистрации транспортных средств Госавтоинспекция сможет предоставлять информацию о машинах покупателям, но с некоторыми ограничениями.
При покупке автомобиля на вторичном рынке всегда существует опасность попасть впросак, получить кота в мешке. Везет тому, у кого есть друзья, работающие в ГИБДД, которые могут проверить историю покупаемой машины, а если нет? Что делать рядовым гражданам без таких знакомых? Приходиться рассчитывать только на себя, что все обойдется и машина достанется без темного прошлого. Из-за этого часто новые автовладельцы поддержанных автомобилей сталкиваются с рядом проблем, таких как покупка битых машин или того хуже — числящихся в угоне. Поэтому надежным способом защиты автовладельца от неприятной неожиданности является раскрытие информации о приобретаемом транспортном средстве. Но, к огромному сожалению, этот способ на данный момент неосуществим. Еще в 2010 году Правительство РФ приказало разработать систему учета автотранспорта. Тем не менее, она крепко привязана к закону о регистрации транспорта, который уже достаточно давно залежался в Госдуме и ждет своего часа. Через 30 дней после его принятия, согласно распоряжению правительства должен быть подписан приказ о предоставлении информации по регистрационному или идентификационному (VIN) номеру всем желающим.
Казалось бы, остается только подождать когда Госдума примет закон. Но не тут то было. Как поясняют в Госавтоинспекции, они готовы открыть информацию, но только частично. Пока в планах это выглядит так: покупатель пишет запрос, указывает VIN автомобиля, после чего начинается проверка.
Существует один нюанс: в соответствии с законом о защите персональных данных ГИБДД не может раскрывать всю информацию о прежних владельцах автомобиля. Поэтому ответы будут приблизительно такими: автомобиль такой-то допущен на рынок тогда-то (дата получения техпаспорта), поставлен на учет там-то, имел трех хозяев, ограничений не имеет, в розыске не числится, участвовал в двух ДТП.
Важным является то, что какие это были ДТП, вы никогда не узнаете. Возможно, это просто царапина, а может быть, машина была разбита вдребезги и уже потом собрана по частям.
Существует еще предложение вернуться к системе комиссионных магазинов, которые будут принимать машины для продажи на комиссию. Они также будут обязаны проверять ее на юридическую чистоту и технически доводить до рабочего состояния. Но тут возникнут другие вопросы. Россия много лет шла к либерализации рынка, так что теперь вред ли кто от этого откажется. Ведь сейчас продать поддержанную машину можно без обращения к нотариусу, достаточно даже не письменной, а устной договоренности. Смена собственника происходит непосредственно на пункте регистрации в присутствии обоих заинтересованных лиц.