По статистике, за этот год количество аварий по вине водителей новичков увеличилось на 12% по сравнению с 2011 годом. Лица, со стажем вождения до 3-х лет все чаще становятся виновниками ДТП, нередко с летальным исходом.
Происходит это потому, что начинающий автомобилист еще не имеет достаточных навыков управления автомобилем и ему сложно быстро среагировать в кризисной ситуации. Новички, почувствовав себя Шумахерами, гоняют с бешеной скоростью по городу, создавая тем самым аварийные ситуации на дорогах, не понимая, что управление автомобилем требует предельной концентрации внимания.
Даже с учетом того, что количество выдаваемых новых водительских удостоверений в последнее время сократилось, аварийность от этого не уменьшилась. В итоге количество происшествий, в том числе без трагического исхода, составило на 100 выданных удостоверений — 4,6%. Годом ранее их было 4,4%. ДТП с пострадавшими: на 100 выданных прав — 0,5%. Годом ранее — 0,4%.
В настоящее время всё чаще встает вопрос о введении ограничительных мер, по отношению к водителям, которые только недавно сели за руль.
Рассматриваются разнообразные варианты ограничений, но за основу обычно берут практику зарубежных стран. Хотя в России ранее существовали подобные меры. Например, по руководству о порядке выдачи водительских удостоверений на право управления транспортными средствами категории «В» от 1987 года начинающим водителям выдавались лишь временные права. Они были похожи на настоящие, только с пометкой «временные» и выдавались сроком на 2 года. В течение этих лет новичок должен был ездить со скорость не более 70 км/час, а в городе не более 60 км/час при отсутствии других ограничений. Находиться за рулем разрешалось в определенный период времени, с 5-ти утра до 24 часов. И ни при каких обстоятельствах нельзя было управлять машиной с прицепом.
Кроме того, автомобиль с новичком оборудовался отличительным знаком, указывающим на то, что, он не может ехать больше, чем 70 км/час.
По прошествии 2-х лет безаварийного вождения, можно было обменять временные права на постоянные. Но если у водителя за время «испытательного срока» имелось хотя бы одно зафиксированное нарушение (в то время каждое нарушение ПДД фиксировалось проколом в специальных талонах, три прокола в течение одного года — автоматическое лишение прав), то для получения постоянных прав ему приходилось снова сдавать экзамены в ГАИ.
Кроме того, начинающий водитель должен был подтверждать, что он в течение 2-х лет действительно ездил на автомобиле. Хотя, в качестве доказательства принимались документы о владении автомобилем. А если водитель не мог этого подтвердить, то ему снова выдавались временные права.
Данная система перестала действовать в начале 90-х годов. В то время еще не было совершенных методов по сбору статистической информации. Кроме этого, подразделения просто не успевали вовремя обменивать временные водительские удостоверения на постоянные. В настоящее время снова встает вопрос о введении ограничительных мер по отношению к начинающим водителям. Например, ограничить их в скорости, запретить перевозить пассажиров. Есть мнение, что данные меры не приживутся в нашей стране. В этом случае придётся менять не законы, а отношение людей к этой проблеме.